Дивная тварь из дивного леса.
Почему оказывать услуги считается унизительным?
У наших собратьев по цеху прямо "Звёздные войны" в миниатюре идут: хотят отменить понятие "медицинская услуга", потому что это унижает и служит причиной того, что уважение к профессии находится на низком уровне. А если, типа, переименовать "услугу" в "помощь", то всё с уважением наладится...
Нам кажется, что они ошибаются, и пациенты позволяют себе хамское отношение вовсе не из-за неправильного слова, а из-за совершенно порочной аксиомы "клиент всегда прав". Которую отменять ПОЧЕМУ-ТО никто не требует... хотя именно её лично мы считаем унизительной и несправедливой.
Но нам неприятно. Мы думаем, что в работе, обеспечивающей другим людям комфортную жизнь, нет ничего зазорного, и человек, её делающий, заслуживает уважения за свой труд ровно так же, как и любой другой. И возмущения про то, что - ах, нас, белую сахарную косточку, посмели уравнять с презренным чёрным быдлом, как это унизительно - мы не понимаем. То есть можем понять только в одном ключе: чувак дискриминирует работников сферы услуг, это оскорбительно.
Но, может, мы что-то упустили из виду...
У наших собратьев по цеху прямо "Звёздные войны" в миниатюре идут: хотят отменить понятие "медицинская услуга", потому что это унижает и служит причиной того, что уважение к профессии находится на низком уровне. А если, типа, переименовать "услугу" в "помощь", то всё с уважением наладится...
Нам кажется, что они ошибаются, и пациенты позволяют себе хамское отношение вовсе не из-за неправильного слова, а из-за совершенно порочной аксиомы "клиент всегда прав". Которую отменять ПОЧЕМУ-ТО никто не требует... хотя именно её лично мы считаем унизительной и несправедливой.
Но нам неприятно. Мы думаем, что в работе, обеспечивающей другим людям комфортную жизнь, нет ничего зазорного, и человек, её делающий, заслуживает уважения за свой труд ровно так же, как и любой другой. И возмущения про то, что - ах, нас, белую сахарную косточку, посмели уравнять с презренным чёрным быдлом, как это унизительно - мы не понимаем. То есть можем понять только в одном ключе: чувак дискриминирует работников сферы услуг, это оскорбительно.
Но, может, мы что-то упустили из виду...
Я как репетитор оказываю образовательные услуги тем, кому они нужны. Меня это ни разу не возмущает. Но я не тру учитель.)
Это такие языковые тонкости. Для восприятия оно вроде и важно, но, при изменении одного на другое вполне может обмануть ожидания и врачей с их уважением и больных с их ожиданием, что им сразу упс! и помогать начнут.
Раз уж это много лет вызывает бурю возмущения, то уже поменяли бы и всё. Им не сложно, а людям приятно.
А то "услуга" ассоциируется с "прислугой", которая "должна", а, может быть, и ещё с чем.
Ср. "служба", "служить", "служивый" и "услуга", "услужливый", "услужить". "Служба" ассоциируется с долгом, героизмом и качеством. Служат не из-за денег. "Услуга" - со вспомогательной подмогой, типа открывающего дверь швейцара и лизоблюдством вплоть до мошенничества, ради денежки: главное "улыбочка", качество необязательно. Я согласен с тем, что труд и служба должны быть оплачены. А вот со впариванием "травок Эвалар" и прочей гомеопатии "с улыбочкой" - нет.
Ну вот работники сферы услуг - дворник, горничная, няня, сиделка, сантехник, электрик, программист... там разве про лизоблюдство? Вроде нет... Но там про услуги в первую голову. А уровень "улыбочек", скорее, диктуется начальством. Можно и без заискивания, равно как и без грубости, с достоинством и уважением работать так, чтоб не было стыдно перед тем, для кого делаешь.
А качество работы - оно, ИМХО, вообще не зависит ни от какой профессии. Качественно можно и попу младенцу подмыть, и преступление расследовать, и предприятием управлять. Или - некачественно. Это вообще не про услуги.))
Услуга ассоциируется скорее с чем-то типа горничной или продавца.
А есть "услуги", которые "облегчают жизнь". Общепит - это удобно, но если открыт продуктовый, его отсутствие не смертельно. Тем более в общепите я могу обойтись без швейцара, гардеробщика и официантки. Без парикмахера тоже как-то можно выжить, как и без прачечной и химчистки. Не смертельно. Можно выжить без няни или репетитора, а вот без воспитателя детсада, логопеда или учителя в школе - уже много сложней. Я могу обойтись без массажиста или психолога, а вот без травматолога и психотерапевта - навряд ли. Могу обойтись без частной охранной сигнализации - но без полиции навряд ли.
То есть медицину и образование у нас сейчас все больше стали относить не к базовым необходимым службам, а к "приятным дополнительным фичам". Платным, естественно. Мол, "за комфорт" не грех и заплатить. Это такое "окошко Овертона", приучение к "платить за все" после советских времен с кучей бесплатного. Чтобы "бесплатного" или дешевого-доступного становилось все меньше и меньше, а навар "у кого нужно" - все больше и больше. "Капитализм" жеж. Только глупо считать, что если пациенты будут "больше платить", то у врачей будет больше зарплата. Ха-ха. Прибыль пойдет "кому надо", а перспективы врачей, как и любых работяг "внизу" - больше нагрузки, меньше зарплаты. И, да, это не только российские, это мировые перспективы.
kel_, да мы про службу и не говорили вроде? Медицина службой не считается, хотя управляется приказами и имеет субординацию, и в случае ЧП ты остаёшься на месте, а не уходишь с окончанием рабочего дня, игнорируя на подошедшего с жалобами на боли в сердце человека, или не дождавшись запаздывающего дежурного врача.
И это немножко не совсем "просто работа" - допустил брак, вычли стоимость детали из зарплаты, и всё в порядке, а если всё делать по инструкциям, то не получится брака никогда; в медицине всё не так.
И это не совсем сфера услуг. Как правильно сказано, услуга - это что-то необязательное. Родинку там обычную свести, грудь нарастить... А сердце обратно завести - это услуга или помощь?..
Оттого и ломаются копья с разных сторон. Вон страховщики и экономисты как раз ратуют за "услугу", а не за "помощь", а то у них там в делах бардак, дескать, начнётся: как им тогда штрафовать за "ненадлежащее оказание услуг" тех, кто оказывал "помощь"? Дарёному коню в зубы ведь не смотрят.))))
Danimira, Louis Lorraine
А то "услуга" ассоциируется с "прислугой", которая "должна", а, может быть, и ещё с чем
Наверное, потому и кажется унизительным.
Но вопрос, собссно, в том, с какого хрена "прислуга" - это человек второго сорта, который должен заискивать, унижаться и всегда признавать, что "клиент всегда прав", даже если этот клиент обгаженный пьяный дегенерат или охамевший от собственной крутости сынок какого-нибудь местного "царька", требующий совсем не того, что контора предлагает, и считающий нормой оскорблять персонал?
...Которым не нравятся слова "убираться", "садитесь" и "ничего себе".
А что такого в этих словах?
Ты это видишь?
Мы кажемся себе наивной, но всё-таки эти рабско-господские отношения нужно было бы в обществе искоренять всеми силами, а не потворствовать им с самого детства, не считать нормальными и уж тем более не насаждать их намеренно под вывеской "прогнись под клиента" и "он начальник, ему можно". А то царя-то убрали сто лет назад, а подданные до сих пор остались.
Оно вот это всё во многом сходит на нет, "нормой" это, по ходу, остаётся лишь в некоторых местах, вон даже я, там выросшая, вдруг так посмотрела и изумилась.
Ну то есть как быт это есть, но не как нормальный общий принцип.
Ну нам и правда повезло - в семье были несколько иные отношения, на работе родители методами ора, нахрапа и наезда не пользовались, в институте группа внутри себя в иерархию не играла, на работе среди коллег всякие были, но уважать было принято за профессионализм, а не за то, как подлизались. Жили, в общем, как в заповеднике.)))
А что такого в этих словах?
Есть люди, которые считают, что в квартире нельзя "убираться", а можно только "убирать", потому что убираться можно только вон. Или что нужно говорить не "садитесь", а "присаживайтесь", потому что "сесть" намекает на тюрьму.
Я это называю лингвистическими суевериями)
от врачей, и недоверие к врачам со стремлением контролировать их, и потрясание адвокатами-прокурорами и правами, но при этом соглашение с тем, что ответственность вся остаётся по-прежнему на враче, как и раньше. Люди осуществили свою давно наболевшую потребность.А в последние, ковидные, годы народ слегка расплатился за свою великую мстю: чо-т с медиками туговато стало.)))) Не знаем, допёрло ли до людей, что они слегка увлеклись. Или ещё не допёрло...
Я это называю лингвистическими суевериями)
Нам понравилось это определение. Тоже, пожалуй, будем так считать.))) А то эти игры в слова иногда смешат, а иногда бесят: то не говорите, это не говорите... Хочется на это сказать, нельзя ли, блин, люди, не подменять смыслы у нормальных слов, бесконечно потом клеймя и меняя слова, а не собственное отношение к предмету, которое вечно и пытаетесь замаскировать эвфемизмами?.. "Кончать", "садиться", "афроамериканец", "блин" и прочие.
Услуга - это что-то необязательное. Помощь - это помощь.
Лезем в словарь и смотрим, что ж оно такое - тая услуга. И видим, что это результат договора. А договор это такая замечательная шутка, в которой нет господ и холопов. Договор предполагает равенство сторон.
Так что услуги. Помощь - это когда бесплатно. Медицинская помощь тоже результат договора. Так что дележка связана с попыткой занять более высокую позицию в иерархии.
Услуга - это что-то необязательное. Помощь - это помощь.
ППКС
Услуга - это то, что клиент заказывает, оплачивает и имеет право возмущаться, если не получил в должном качестве. Если речь об услуге, то сам клиент решает, что заказать по прейскуранту. А когда человек приходит к врачу с проблемой и передоверяет врачу право решать, то это уже не услуга.
Так что да, тут нужно четкое разделение между медицинской помощью/необходимым лечением и медицинскими услугами/необязательными и по выбору клиента.
И?
И если после операции загнили швы. то я ой как громко буду орать и жаловаться на низкий уровень услуг.
"Так что да, тут нужно четкое разделение между медицинской помощью/необходимым лечением и медицинскими услугами/необязательными и по выбору клиента."
Не поняла. Такое деление существует и действует постоянно в пределах имеющейся в данной клинике техники и возможностях. И?
И да, бесплатной медицины - не бывает. Вообще. Вся так называемая бесплатная медицина стоит на налогах граждан данного государства.
Вся так называемая бесплатная медицина стоит на налогах граждан данного государства.
*хмык*
Да, а государство как посредник между гражданами и медиками тихонько молчит и не отсвечивает, когда те взаимно лаются на темы "я налоги плачу, я хочу бесплатную качественную медпомощь", "да на эти копейки, что нам отстёгивают, вы с нас лечение по евростандартам требуете?!" В этой системе подразумевается, что это другая сторона станет предъявлять предъявы государству за недофинансирование медицины вразрез с конституционными правами на доступную и прочую медпомощь, но не выходит. Потому что рычагов, что ли, ни у одной сторон отлаженных для этого нет? Вот и пытаются недостачу снять друг с друга как с более доступного источника.
Как там: типпо в стационаре больной должен совершенно все нужные лекарства получить бесплатно (без оговорок на дорогие и редкие); при этом страховушка требует в профильном отделении лечить только профильные болезни, а не вообще все у человека; при этом львиная доля хронических болезней требует поддерживающего постоянного лечения; при этом вдобавок больницы обязаны закупать лекарства и расходники по самой низкой цене и желательно отечественные; ну и большинство лечащихся в стационаре людей имеет по нескольку разнообразных болезней; а некоторые из них вообще орфанные (к счастью, очень редкие), лекарства к которым вообще поставляют чуть ли не пофамильно и по специальной программе, просто так на всякий случай в провинциальную ЦРБ их никто не даст (то есть не "даст", а "не закупит", поскольку экономически невыгодно, а больница должна ещё сама себя самоокупать, ну или ли хотя бы частично; плюс вишенкой на торте: тарифы, по которым фонд ОМС оплачивает лечение больных медучреждениям, низкие настолько, что не знаем, окупают ли вообще себестоимость потраченных на больного расходников.
А теперь можно всё вместе попробовать сложить, и чтоб пасьянс сошёлся.)))
Если бы и вправду сходился, не было бы вечного конфликта между врачами и пациентами - не было бы попыток врачей как-то повысить престиж профессии путём перестановки слов... Или был бы не так актуален... наверное...
Ну, вообще-то если пациент не соблюдал рекомендации и это его вина, то "услуга" тут ни при чём (а от пациента, если он в сознании, зависит большая часть успеха лечения). Точно как если сразу после визита слесаря вы смыли в унитаз носок и канализация опять непроходима, то вы можете, конечно, орать и жаловаться на низкий уровень услуг, но в услуги не входит обеспечение возможности смывать носки в канализацию.
И если у вас после операции загнили швы - это медицинская халатность. А если шов после удаления аппендикса просто бесплатно наложили тем материалом, который был, и остался некрасивый рубец - это вариант нормы, увы.