Дивная тварь из дивного леса.
Слышали вчера историю о том, как один мужчина, державший частную пекарню, задумал благотворительность - бесплатно раздавать часть хлеба пенсионерам. Как быстро желающих воспользоваться этим стало сильно больше того количества хлеба, которое он так мог бы дать, и тогда началось то, чего дядька точно не ожидал: его продавщиц материли, ему угрожали жалобами, требовали бесплатного обеспечения, предъявляли претензии, что бесплатно выдают слишком мало и не то, что хочется. Попытка объяснить, что это частная инициатива, не проканала: любители бесплатной халявы были уверены, что это Путин организовал, государство, правительство, а мужик просто наживается и утаивает.
На том это всё и закончилось.
Вспоминаем, как мы по дури вляпались в похожую ситуацию, и думаем, какова же в человечьем обществе доля таких, про которых сказано "не мечите бисер перед свиньями".
Что дар как добровольное безвозмездное деяние нужно уметь не только давать, но и принимать.
И каким образом вроде бы приличные люди - не маргиналы, не пьяницы, не наркоманы - выращивают людей, которые чувство благодарности, равно как признание своей неправоты, считают позорной слабостью и скорее растопчут в пыль того, кого несправедливо обидели, чем перед ним извинятся.
-----------------
Хотя нет. Как именно ещё в детстве наглухо отбивают способность признать свою неправоту - и даже небольшую ошибку - и принести извинения, мы отлично знаем, сами через это проходили.
Просто нужно из чувства вины сделать поводок и ошейник для управления ребёнком, чтоб и рыпнуться не смел поперёк воли взрослых. Человек склонен ненавидеть любые методы принуждения, которые к нему применялись.
А ещё сделать процедуру признания вины максимально унизительной, процесс исправления проступка тоже сделать максимально унизительным, дать право обиженному делать с тобой что угодно и топтаться по тебе, как ему понравится, совершенно безнаказанно (тебе нельзя, а ему можно, и его друзьям тоже можно). Делать это с ранних лет, с младшей группы детского сада. И с того же возраста оставлять тебя с твоей виной один на один, не оказывая тебе никакой моральной поддержки и не обучая, как с этим справляться вообще. Под сладким соусом "чтоб впредь неповадно было".
Вот тогда для человека признание того, что был в чём-то неправ, равнозначно согласию на собственную казнь, и ему проще удавить пострадавшего, чем принести извинения.
--------------
Но каким образом у человека отбивают способность принимать дар и быть благодарным за доброе дело, мы не очень понимаем.
На том это всё и закончилось.
Вспоминаем, как мы по дури вляпались в похожую ситуацию, и думаем, какова же в человечьем обществе доля таких, про которых сказано "не мечите бисер перед свиньями".
Что дар как добровольное безвозмездное деяние нужно уметь не только давать, но и принимать.
И каким образом вроде бы приличные люди - не маргиналы, не пьяницы, не наркоманы - выращивают людей, которые чувство благодарности, равно как признание своей неправоты, считают позорной слабостью и скорее растопчут в пыль того, кого несправедливо обидели, чем перед ним извинятся.
-----------------
Хотя нет. Как именно ещё в детстве наглухо отбивают способность признать свою неправоту - и даже небольшую ошибку - и принести извинения, мы отлично знаем, сами через это проходили.
Просто нужно из чувства вины сделать поводок и ошейник для управления ребёнком, чтоб и рыпнуться не смел поперёк воли взрослых. Человек склонен ненавидеть любые методы принуждения, которые к нему применялись.
А ещё сделать процедуру признания вины максимально унизительной, процесс исправления проступка тоже сделать максимально унизительным, дать право обиженному делать с тобой что угодно и топтаться по тебе, как ему понравится, совершенно безнаказанно (тебе нельзя, а ему можно, и его друзьям тоже можно). Делать это с ранних лет, с младшей группы детского сада. И с того же возраста оставлять тебя с твоей виной один на один, не оказывая тебе никакой моральной поддержки и не обучая, как с этим справляться вообще. Под сладким соусом "чтоб впредь неповадно было".
Вот тогда для человека признание того, что был в чём-то неправ, равнозначно согласию на собственную казнь, и ему проще удавить пострадавшего, чем принести извинения.
--------------
Но каким образом у человека отбивают способность принимать дар и быть благодарным за доброе дело, мы не очень понимаем.
Мы знаем - нам психологи говорили в разное время - что альтернативой должен быть разговор о собственных чувствах: как нам было обидно, как мы расстроились, насколько мы пострадали от поступка, шоб чел узнал и, так сказать, проникся.
Впрочем, как вариант, можно называть вещи своими именами и давать определение поступкам и поведению обидчика. Не все, поступая по-свински, отдают себе в этом отчёт: в своих глазах они герои-защитники, борцы с ущемителями своих прав.))))
Сделаешь один раз доброе дело - похвалят, не сделаешь во второй, - напомнят, не сделаешь в третий - накажут.
Сделай дважды что-нибудь добровольно - на третий раз от тебя этого будут ожидать, а на четвёртый - требовать.
Сама на такие грабли наступала. Но не настолько сурово.
когда превращают дар в выданный без просьбы долг, который потом начинают с тебя взимать да еще и с процентами(((.
Щщщаз пример приведу. Из своей жизни. читать дальше
Это самый вопиющий пример. Примеров менее вопиющих) в моей жизни было выше головы. Я теперь всякие благодеяния принимаю с огромной осторожностью и даже некоторым испугом. Ибо.
И всё равно считаю неблагодарность одним из самых жутких грехов.
Но мы думаем, что такое понимание дара отучает принимать помощь, подарки и любую халяву из опасения, что тебя опутают неоплатными долгами благодарности.
Но стремление брать, брать, брать забесплатно и ничегошеньки не давать в ответ, нам кажется, имеет в своём основании что-то другое.
Danimira, да, в тему. Но каким образом в человеке эта дрянь выращивается?