Дивная тварь из дивного леса.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил, что одной из причин массовых пациентских жалоб является неумение медработников общаться с пациентами.
“Человек, приходящий в практическое здравоохранение, абсолютно не способен к эмпатии, коммуникации и так далее. В том числе это рождает жалобы”, – сказал Мурашко.
Ответ в статье:
По словам создателя мобильного приложения “Справочник врача” Константина Хоманова проблема взаимоотношений врача и пациента обострена до предела.
“Врачи под прессингом надзорных органов, высокой нагрузки и агрессивного настроя общества всё больше замыкаются в себе и контакт с пациентом превращается в формальность. У врача стирается чувство эмпатии, а желание принимать участие в судьбе больного сводится к нулю.
medrussia.org/34215-rossiyskie-vrachi-vsyo-bols...
Наше ценное ИМХО на это:
Тов. Мурашко ошибается, проблема не в какой-то мифической чёрствости студентов-медиков.
Причина элементарно проста:
Население, отношение которого к медикам ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ, жалает к себе в ответ отношения ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Никого ничто не смущает в таком раскладе?
Как аукнется, так и откликнется, знаете ли.
Если в глазах общества медики кто угодно (убийцы в халатах, расходный материал, кормовая база, герои "с призванием", супермены и т. д.), но не люди, откуда у "нелюдей" возьмётся человеческое отношение?
“Человек, приходящий в практическое здравоохранение, абсолютно не способен к эмпатии, коммуникации и так далее. В том числе это рождает жалобы”, – сказал Мурашко.
Ответ в статье:
По словам создателя мобильного приложения “Справочник врача” Константина Хоманова проблема взаимоотношений врача и пациента обострена до предела.
“Врачи под прессингом надзорных органов, высокой нагрузки и агрессивного настроя общества всё больше замыкаются в себе и контакт с пациентом превращается в формальность. У врача стирается чувство эмпатии, а желание принимать участие в судьбе больного сводится к нулю.
medrussia.org/34215-rossiyskie-vrachi-vsyo-bols...
Наше ценное ИМХО на это:
Тов. Мурашко ошибается, проблема не в какой-то мифической чёрствости студентов-медиков.
Причина элементарно проста:
Население, отношение которого к медикам ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ, жалает к себе в ответ отношения ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Никого ничто не смущает в таком раскладе?
Как аукнется, так и откликнется, знаете ли.

Меня сложно упрекнуть в нелюбви и потребительском отношении к медикам. Я с вами работаю уже 15 лет, дорогие медики))). У меня медики - лучшие подруги и я очень уважаю ваш труд. У нас очень долго были "семейно-домашние" знакомые врачи - и мне есть с чем сравнивать.
Но. Это не я сформулировал (автора легко могу указать)))) - но я это отлично на себе испытал в больнице зимой. При том, что меня там знали, я был не просто "с улицы пациент". У нас (и, подозреваю, не только у нас в стране - вероятно, много где в мире), пациент, попадая в руки врача, в большинстве случаев (за редким исключением) моментально теряет признаки субъекта и становится неким объектом совершенно ему не понятных и часто неприятных манипуляций. И это, в общем-то и к платной медицине не редко относится, потому что люди работают и там, и там одни и те же. Можно вопрошать, пугаться... да что угодно можно. Тебе ничего не говорят. С тобой что-то делают. А ты - терпи. Ты - предмет, который чинят. "Потому что пытки не выбирают" - как припечатала меня моя любимейшая подруга-врач. Очень хороший, между прочим, врач. Правда. С большим опытом и стажем. Я понимаю, что нервический пациент мешает лечить). Но он таки не курица и не кошка-собачка. Он как-бы имеет право знать, что и зачем с ним робят или собираются робить. Я понимаю, что сейчас, когда наплыв пациентов сильно возрос, врачам просто не хватает сил и времени на все вот это вот. Но...
Но мне сильно кажется, что "все вот это вот" просто не слишком обыгрывается в процессе обучения. Или ему, в силу уж не знаю чего, значения не придается. Я могу ошибаться - в учебнике по деонтологии в медицине все это есть. Но насколько на это обращается внимание - не знаю. Это не черствость - студенты чудесные в большинстве своем. Они-то как раз, будучи средним мед.персоналом в больницах, самые душевные люди. И молодые врачи тоже. Но явно есть какая-то кривая тенденция. Или практика. Или так проще. Я охотно верю, что оно не со зла. Что "доктор один, а вас три палаты, со всеми не наговоришься физически". Но это, к сожалению, есть.
Я думаю, что редкий больной (хотя, вероятно, вы с таким сталкивались) приходит со своей бедой к заведомо "проклятому врачу-убийце и вымогателю". Но не редкий больной, увы, попадает к "механику биологической машины, которую надобно починять". Увы.
Другое дело. что министру здравоохранения такое говорить странно. Он что, уйдя из практического здравоохранения, эмпатию отрастил, что ли? В глаза не бросается.
Другое дело, что министру здравоохранения такое говорить странно. Он что, уйдя из практического здравоохранения, эмпатию отрастил, что ли? В глаза не бросается.
А он пороху-то вообще нюхал?))) Он реальный стаж врачебной практики "в поле" имеет 4 (четыре) года, 1992-1996гг, сразу после института, потом пошёл в начмеды, главврачи и далее по линии организации здравоохранения.
Я думаю, что редкий больной (хотя, вероятно, вы с таким сталкивались) приходит со своей бедой к заведомо "проклятому врачу-убийце и вымогателю". Но не редкий больной, увы, попадает к "механику биологической машины, которую надобно починять". Увы.
Мы понимаем.
Мы, и правда, не раз сталкивались с таким отношением: я вам не верю, я вам с юристом, я знаю, что вы все коновалы, но я привезла к вам свою пожилую маму, чтоб вы её в больницу положили и полечили как следует, а не то я на вас жалобу напишу. И на следующую за этой пациентку очень трудно не смотреть волком.
А про "вымогателей" песня отдельная и матерная, потому что если - пример сферический в вакууме - во внутрибольничной аптеке необходимых лекарств нет, то в отделении их тоже, соответственно, нет (почему - вопрос тоже отдельный и матерный, но речь не о том), а больному они требуются позарез и прямо сейчас, иначе смысла его держать в стационаре нет никакого. Поэтому либо врачам самим с зарплаты скинуться, либо пациентов просить... Вымогатели, да. А если, допустим, родственники или сам пациент настучит на это "вымогательство" в страховую компанию, то по шеям получат именно те доктора, кто - чисто по-человечески - осмелился рассказать пациенту, что реально эффективного лекарства для него в отделении нет, но в аптеках оно есть... Это ещё и к слову о "человеческом" отношении к больным, за которое есть шансы огрести проблем по самую маковку, причём от этого же самого больного.
Мы не затрагиваем тему взяток, потому что - к нашему огромному счастью - эта грязь пока что туда, где работаем, не проникла ещё.
Но мне сильно кажется, что "все вот это вот" просто не слишком обыгрывается в процессе обучения. Или ему, в силу уж не знаю чего, значения не придается. Я могу ошибаться - в учебнике по деонтологии в медицине все это есть. Но насколько на это обращается внимание - не знаю.
Мы не знаем, как сейчас с этим дело обстоит в ВУЗах - но нас, выпуск 2003 года, учили только сохранять врачебную тайну и не обижаться на грубое поведение пациентов, потому что "врач на больного не обижается", вроде бы всё. А на психологии мы зубрили теории личности, которые нам никаким боком не пригодились. Вести же беседу, контролировать настроение собеседника, вежливо прерывать, направлять разговор в нужное русло, разбираться в причинах того или иного поведения пациента и корректировать его своим, гасить агрессию, оставаясь в рамках вежливости - никто нас этому не учил в ВУЗе. Чему-то учили врачи-кураторы на интернатуре и на практике... Но и только. А учитель не может научить тому, что сам не знает, так что до сих пор как кто умеет, так с пациентами и обращается. Никаких курсов коммуникативной компетентности отродясь для рядовых медиков не проводилось.)))))
Можно вопрошать, пугаться... да что угодно можно. Тебе ничего не говорят. С тобой что-то делают. А ты - терпи. Ты - предмет, который чинят.
Не знаем, как в других странах, но в СНГ это, скорее всего - отрыжка советской системы здравоохранения. С 90-х годов было много попыток перевести отношения врач-пациент из патерналистских или технических в контрактные, но... э-э-э... В общем, вот ссылка на эту тему, там хорошо описали и коротко. А выбор молодым врачом той или иной модели зависит как от склонности характера, так и от личностей его наставников. Потому что в первую голову ценишь профессиональное мастерство и учишься именно ему, а вот это вот всё считается не столь важным и "подгружается" порой случайным образом.
Потом, рабочая нагрузка действительно имеет значение, когда "три палаты, не наговоришься". В начале пути - точно. Потом... каждый медик выбирает сам, тратить ли освободившееся после уменьшения нагрузки время на санпросвет и объяснения пациентам или на питие чая в ординаторской и беседы с коллегами. Лично мы предпочитаем объяснять человенку, зачем, что и для чего мы с ним делаем (и они нас за это, блин, любят), но выдыхаемся после этого очень сильно, ОЧЕНЬ. Работая в день, мы не справлялись с нагрузкой в одну ставку, частично из-за этого. А ведь подобное ведёт к эмоциональному выгоранию, когда человек начинает уже ненавидеть свою работу, пациентов, себя и свою жизнь.
Одно можем сказать уверенно. Опытные медики молодых отучают избыточно сочувствовать и переживать за пациентов. Отучают относиться "по-человечески" в тех случаях, когда есть риск огрести за это отношение люлей, потому что вся эта система здравоохранения - она не заточена под понимание, вхождение в положение, хождение навстречу, сочувствие и прочее "человеческое", она часто за всё это даёт врачу по башке, и больно. Был случай в Алтайском крае: пять лет шли судебные разбирательства по делу участкового терапевта, которая - всего лишь - пожалев онкобольного не со своего участка, выписала ему наркотическое обезболивающее. Формально не имея на то права. Пять лет таскали по судам, хорошо, что в конце концов оправдали. А вот например "дыра" в законодательстве, которую не рвутся "штопать" наши законотворцы: врач при оставлении больного в опасной ситуации без помощи несёт уголовную ответственность; в то же время врач не имеет права лечить вне стен лечебного учреждения, если он не в бригаде "Скорой помощи"; каждый раз, отзываясь на призыв "есть ли медик?" в самолёте или поезде, медик может быть привлечён к ответственности - или как лечивший не где положено (и дай бог, чтоб помощь в пределах своей специальности оказал), или за то, что оставил человека без помощи (и тот от этого умер), ну а уж тем более если в процессе помощи был причинён какой-то вред (делал непрямой массаж сердца при смерти, оживил, но одно ребро сломал). Его за это можно и засудить, и отсудить всякоразную компенсацию. Как сильно это мотивирует проявлять сочувствие к больному и прочие человеческие чувства?..
Есть у старых врачей определение: "действовать в интересах больного". Почти всегда его применяют, когда надо пойти против системы, или против начальства, или против своих интересов, или рискнуть попасться на зуб юристам.
Ну, насколько я знаю (подтвердить ссылками не могу, к сожалению, но однажды найду), там есть чёткие рамки.
Не подойти в самолёте/поезде медик не имеет права, но! Оказать имеет право только первую помощь aka СЛР и временная остановка кровотечения.
Даже если это анестезиолог и у него с собой есть ларингоскоп и эндотрахеальная трубка, он имеет право дышать рот в рот, или мешком и маской, если принесут, но не имеет права интубировать, хотя технически мог бы.
Торакальный хирург тоже имеет право только непрямой массаж проводить в условном поезде, даже если у него есть стерильные перчатки и чем делать торакотомию.)
Менять надо всю систему, от которой не хорошо ни врачам, ни пациентам. Хорошо, наверное, только страховым компаниям, которые делают врачей недосягаемыми да еще их и штрафуют .
Louis Lorraine
А к кому-то в дом, с ноги открывая дверь, входит что-то вроде нашей бывшей участковой и начинает изъясняться практически матом ((((
Офигеть, как бывает!
Хе, вот бы таких врачей можно было посылать прицельно к вот таким же пациентам, и было бы нам счастье и окружающим попкорн.)))
Завсегда пожалуйста, только когда люди начинают приходить "проконсультироваться", как в поликлинику, прицельно в дни наших дежурств, обеспечивая нам дополнительную рабочую нагрузку, мы совсем такой любви не рады. И из поликлиники сбежали из-за этого. Какая-то странная такая пациентская любовь, плотоядная.)))) Более опытные участковые терапевты тогда, помним, смеялись и советовали быть погрубее с больными, чтоб реже со всякой фигнёй обращались и время приёма попусту не тратили. Но мы не сумели и чуть себе здоровье не угробили перегрузками.
- Чо разлеглась-то там? Не ходячая, что ли? (цитата дословная)
Муж потом сказал, что милая Светлана Витальевна была за пол-слова до спускания с лестницы))). Слава богу, что она уже ушла на пенсию - точнее, её ушли: она со своими выходками нарвалась на заедливого пенсионера, который на нее настучал чуть не в Минздрав. И - да. Вот если бы можно было прицельно....
И из поликлиники сбежали из-за этого. Какая-то странная такая пациентская любовь, плотоядная вот это - вилы. Моя подруга тоже ушла из поликлиники, где довольно долго трубила участковым терапевтом. В т.ч. и залюбили потянувшиеся к ней пациенты с других участков. Но главным образом зае*ло руководство. И кто ж людЯм-то останется, когда хорошие доктора убегут?!!!! Мымры типа бывшей участковой, во избежание которой (потому что мне надо было чтобы мужа посмотрели!!!, ля, а не просто бумажку на 3 дня написали, швырнули и пошли) мне пришлось за 2.5 рубля вызывать частного врача?...
И ведь часть этих "мымр" в прошлом были наивными интернами с горящими глазами. Выгорели в такие вот головёшки. Потому что - печально, но факт - иногда хватает всего нескольких поганых случаев с пациентами, чтоб перегореть. Особенно когда и начальство не поддерживает. А уж сочетание постоянных перегрузок, отсутствия достаточного свободного времени на себя, зарплата на грани выживания, "гадюшного" коллектива и неудачи в личной жизни из-за банальной нехватки времени на неё, и полное отсутствие надежды на лучшее в будущем - это вообще убойная смесь.
Часть врачей совершенно осознанно отсекает всякую "теплоту" в общении - именно потому что резервы души конечны и лучше её приберечь для близких, а не разбрасываться без адекватного ответного отклика до всех охочих, чужих и вечно голодных.(( Факты не проигноришь: у "злых" пустая нагрузка на работе меньше, чем у "добрых". А зарплата одна и та же.))) Тут важно найти ту тонкую грань, когда позволяешь быть себе в какой-то степени "хорошим", но душевно не особо тратишься при этом. Но это высший пилотаж, мы так не умеем.
страшных ужасных крокодиловнекоторое количество согласных на то лекарей в поликлиниках на разных, не согласных на доплатить граждан.ХЗ. Не знаю. Но то, что имеется: отходи 2.5 участка а потом еще все выходные дома пиши карточки, а потом придет проверка от страховой компании и обложит штрафом на 20 тыщ. (Это я про мою Ольгу)((( - это ЖОПА. (. И врачу, и, соответственно, пациенту - рикошетом.
отходи 2.5 участка а потом еще все выходные дома пиши карточки, а потом придет проверка от страховой компании и обложит штрафом на 20 тыщ. (Это я про мою Ольгу)((( - это ЖОПА. (. И врачу, и, соответственно, пациенту - рикошетом.
Проза жизни.
Каких-нибудь семейных врачей с незначительной фиксированной доплатой от семей к з/пл вводить, что ли. Чтобы и врач людей знал, и люди - врача.
Всё продумано уже до нас. Если на участке врач сидит много лет, а не меняется раз в полгода, и население участка соответствует нормативу - это 2000 человек на "взрослого" врача и чуть меньше на "детского" - терапевт в любом случае уже будет знать в лицо и в карточку каждого своего "хроника". Практически семейный и есть, только до 18 лет и от 18 лет, всей разницы.
Но если начальство не чешется отслеживать демографию и корректировать количество участков (а это процесс трудоёмкий и муторный), а район активно застраивается, то население участка увеличится в 2-3 раза сверх нормы очень быстро. Со всеми вытекающими для пациентов и врачей.
Или махнуть рукой и не ложиться грудью на амбразуру: нет лекарств - значит нет, больной иногородний без полиса - не приму, нет врача на участке - не прикрою, некому дежурить в выходной - не мои проблемы. С одной стороны, нас учили, что ставить больных под удар последнее дело. С другой стороны, это и только это может поставить плохое руководство перед фактом персональной ответственности за все его косяки.
нет врача на участке - не прикрою, некому дежурить в выходной - не мои проблемы. а тут, наверное, можно и рогом упереться - потому что это в самом деле проблемы начальства. Врач на своем участке уже оттрубил, свой долг исполнил и в каждой бочке затычкой быть не обязан.
Но это кмк, конечно.