Дивная тварь из дивного леса.
Интересный выверт в сознании.
Мы воспитаны на героике Великой Отечественной войны. Не всей Второй мировой, а именно этого её куска. Предыдущие поколения до нас - тоже.
Так вот, о чём хотим сказать.
Принято (у таких, как мы) восхищаться мужеством и героизмом солдат, защищавших свою родину от врага. Восхищаться их подвигами, совершить которые не каждому под силу (ну, потому и подвиг). Помнить о них и помнить о войне как о том, что не должно повториться. Память - дань уважения тем, кто победил войну, но стал её жертвой и не смог полностью прожить свою жизнь. До этих пор всё правильно и логично, да?
Часть подвигов описывает, как человек, нередко ценой своей жизни, погубил мощного или многочисленного врага, тем самым сохраняя жизни своим соратникам. Так вот, фишка в том, НА ЧЁМ ставить акцент! Что именно считать главным в подвиге: убийство врага или спасение своих?
В старых произведениях о войне, в стихах поэтов-фронтовиков внимание акцентировалось на втором. "За други своя", "теперь этот гад никого не убьёт", "этот снаряд ничей дом не разрушит", "бой идёт не ради славы - ради жизни на земле" и т. д., и этим постоянно как бы оправдывалось то, что пришлось убить человека. То есть, для положительных героев этих книжек и стихотворений убийство даже врага всё равно не считалось однозначно хорошим деянием и требовало оправданий перед своей совестью. "Итальянец" М. Светлова показателен, "А зори здесь тихие" Васильева - тоже, да и многие другие. "Мы убивали, но мы оставались людьми! Мы не чудовища! Мы не хотели этого!" - мы видели такой посыл в произведениях фронтовиков. Современных произведений "про войну" мы не читали и не смотрели - отвернуло что-то нас от них, помимо недостоверно зрелищных взрывов.
А теперь люди примерно моего возраста уезжают в зону войны "подзаработать денег", "почувствовать себя мужиками", почти как на охоту. Деятель культуры захотел пострелять из настоящего оружия в настоящих солдат, просто по капризу. В людей. Как в зайцев. Ура, теперь есть фашисты, почти как настоящие, и можно их пострелять, ну совсем как наши героические деды! Кто ж не хочет немножко побыть героем?! И это посыл совершенно противоположный тому, что мы читали в книжках и видели в фильмах, созданных людьми - очевидцами той войны.
Нам кажется, что у наших современников акцент понимания подвига и геройства смещён со спасения жизни на убийство врага. Со спасения - на убийство!.. Для них герой - это не спаситель, а убийца!! Так? Или это наши досужие домыслы? Правы ли мы не только для себя? Имеем ли право навязывать свою точку зрения другим?.. Поживём - увидим... но если мы правы, то встаёт вопрос, как доказать это людям. Ведь они считают правильным совсем противоположное, а те самые героические деды давно уже поумирали от ран или стали глубокими стариками, чьи память и интеллект почти угасли.
Потому что солдат, для которого "подвиг" означает "убийство", - это солдат армии завоевателей.
Мы воспитаны на героике Великой Отечественной войны. Не всей Второй мировой, а именно этого её куска. Предыдущие поколения до нас - тоже.
Так вот, о чём хотим сказать.
Принято (у таких, как мы) восхищаться мужеством и героизмом солдат, защищавших свою родину от врага. Восхищаться их подвигами, совершить которые не каждому под силу (ну, потому и подвиг). Помнить о них и помнить о войне как о том, что не должно повториться. Память - дань уважения тем, кто победил войну, но стал её жертвой и не смог полностью прожить свою жизнь. До этих пор всё правильно и логично, да?
Часть подвигов описывает, как человек, нередко ценой своей жизни, погубил мощного или многочисленного врага, тем самым сохраняя жизни своим соратникам. Так вот, фишка в том, НА ЧЁМ ставить акцент! Что именно считать главным в подвиге: убийство врага или спасение своих?
В старых произведениях о войне, в стихах поэтов-фронтовиков внимание акцентировалось на втором. "За други своя", "теперь этот гад никого не убьёт", "этот снаряд ничей дом не разрушит", "бой идёт не ради славы - ради жизни на земле" и т. д., и этим постоянно как бы оправдывалось то, что пришлось убить человека. То есть, для положительных героев этих книжек и стихотворений убийство даже врага всё равно не считалось однозначно хорошим деянием и требовало оправданий перед своей совестью. "Итальянец" М. Светлова показателен, "А зори здесь тихие" Васильева - тоже, да и многие другие. "Мы убивали, но мы оставались людьми! Мы не чудовища! Мы не хотели этого!" - мы видели такой посыл в произведениях фронтовиков. Современных произведений "про войну" мы не читали и не смотрели - отвернуло что-то нас от них, помимо недостоверно зрелищных взрывов.
А теперь люди примерно моего возраста уезжают в зону войны "подзаработать денег", "почувствовать себя мужиками", почти как на охоту. Деятель культуры захотел пострелять из настоящего оружия в настоящих солдат, просто по капризу. В людей. Как в зайцев. Ура, теперь есть фашисты, почти как настоящие, и можно их пострелять, ну совсем как наши героические деды! Кто ж не хочет немножко побыть героем?! И это посыл совершенно противоположный тому, что мы читали в книжках и видели в фильмах, созданных людьми - очевидцами той войны.
Нам кажется, что у наших современников акцент понимания подвига и геройства смещён со спасения жизни на убийство врага. Со спасения - на убийство!.. Для них герой - это не спаситель, а убийца!! Так? Или это наши досужие домыслы? Правы ли мы не только для себя? Имеем ли право навязывать свою точку зрения другим?.. Поживём - увидим... но если мы правы, то встаёт вопрос, как доказать это людям. Ведь они считают правильным совсем противоположное, а те самые героические деды давно уже поумирали от ран или стали глубокими стариками, чьи память и интеллект почти угасли.
Потому что солдат, для которого "подвиг" означает "убийство", - это солдат армии завоевателей.
Вот этот
Но мы тут сказали о другом. О том, как в мозгах людей подменяются понятия "подвиг" и "герой". Как похвальным становится - убивать. Как защитники отечества превращаются в наёмников. Как тот актёр, надев каску "Пресса", пострелял в солдат - и молодец! Люди с ТАКИМИ убеждениями не брезгуют "подзаработать" на чужой крови, неважно, чьей, неважно, где, да ещё и гордиться этим могут. Этим людям война - нужна. Армия из таких людей становится армией завоевателей.
Нам кажется, просто по времени восприятие подвига в сознании людей изменилось раньше, чем начались события в твоей стране. Почва была подготовлена к событиям 2014, по крайней мере, частично.
...А впрочем, курица ли вперёд появилась или яйцо - уже неважно.